/  Пресс-центр / Архив новостей
В спортшколах появились «антидопинговые специалисты»

В спортшколах олимпийского резерва появились «антидопинговые специалисты»

В преддверии Олимпийских игр 2020 года особое внимание уделяется вопросам, связанным с допинг-контролем атлетов, которые входят в состав сборных команд страны. В областных спортшколах олимпийского резерва приступили к работе специалисты, в чьи обязанности входит проработка вопросов, связанных с антидопингом. Курирует работу Саратовский областной центр спортивной подготовки. В рамках утвержденной Правительством РФ «Концепции подготовки спортивного резерва до 2025 г. и плана ее реализации» в области разработан соответствующий региональный документ по подготовке спортивного резерва. В том числе решаются вопросы допинг-контроля. Вопрос допинга очень сложный и многогранный, подчеркнул в беседе с корреспондентом СОГ «Регион 64» директор Саратовского областного центра спортивной подготовки Сергей Хованский.

С 1 января у нас числится 121 высококвалифицированный спортсмен. Из них 94 – члены сборных России, – рассказал руководитель. – Система живая, она меняется, и мы отслеживаем все нововведения. Проводим семинары, направляем в адрес тренеров методические рекомендации. Здесь нет мелочей, важно все, вплоть до питания спортсмена. На сборах врач команды может отрабатывать рацион. Но, как правило, тренировки проводятся на территории федеральных центров спортподготовки, где все эти вопросы уже решены. Саратовские участники сборной проходят ежегодный осмотр в Государственном медицинском центре имени А.И. Бурназяна. Кто не входит в сборные страны, обследуются в областном спортивном диспансере. Безусловно, прием всех медицинских препаратов согласовывается с врачом команды, – продолжил Сергей Хованский.

Предварительно спортсмен может выяснить наличие противопоказаний с помощью мобильного приложения, достаточно вбить название лекарства. Тренеры ведут работу со спортсменами, особенно с молодыми и неопытными. Даже если у него насморк и мама дала капли, применять их без согласования категорически запрещено. Система допинг-контроля предусматривает несколько вариантов. На международных соревнованиях этот вопрос контролирует Всемирное антидопингово агентство (ВАДА). Пробы берутся выборочно. К примеру, проверить могут не только победителя и призеров, но и любого участника соревнований. Допинг-офицер предъявляет заключение о необходимости допинг-контроля, – рассказал Сергей Хованский.

Начиная с этого момента он не отходит от спортсмена ни на шаг. Даже сами пробы берутся в его присутствии. Анализы направляются в лабораторию. По правилам таких проб должно быть две. Если первая оказалась положительной и спортсмен согласен, вторая не вскрывается. Если же он уверен, что такого не может быть, то уже при нем и в присутствии официальных представителей вскрывается вторая проба. На соревнованиях на территории нашей страны работает Российское антидопинговое агентство. Его специалисты могут также проверить спортсменов и точечно, и всю команду. Необходимо убедиться, что на международные старты атлеты едут «чистыми». Если сборные тренируются за рубежом, то ВАДА вправе направить к ним своих офицеров. Помимо прочего, в рамках ВАДА работает система «Адамс». Спортсмены, состоящие в основных сборных России, обязательно должны указывать свое местонахождение вплоть до конкретного адреса и времени. “Уже несколько раз ее пред-ставители пробы брали и у саратовских спортсменов. Приезжают без предупреждения, и в течение часа спортсмен должен быть на месте. Не застали – выносится предупреждение. Получил три в течение года – вопрос рассматривается комиссией ВАДА. Если причины признаются неуважительными, спортсмена могут наказать. Совсем недавно одну из российских биатлонисток дисквалифицировали на восемнадцать месяцев, – привел пример Сергей Хованский. По словам директора областного центра спортивной подготовки, система работает очень жестко. Со спортсменом или тренером, уличенным в допинге, разрываются все трудовые отношения. Черный список публикуется на интернет-ресурсах. Если тренер работает с дисквалифицированным спортсменом, его могут наказать, а если спортсмен тренируется у дисквалифицированного тренера, возможны санкции для него.

Сейчас есть целый институт людей, который отслеживает это, – подчеркнул руководитель центра. Какими методами, сказать не могу. Но такое есть. Вообще, считаю, эту проблему раздули. На самом деле она не настолько глобальна, как ее хотят представить. Сказать, что из десяти спортсменов девять принимают допинг, нельзя. Скорее можно сказать, что из десяти десять его не принимают. Да, есть исключения. Спортсмены принимают так называемые запрещенные для них препараты по жизненно важным показаниям. К примеру, сильнейший спортсмен, победитель Олимпийских игр норвежец Улле-Эйнар Бьерндален астматик и использует необходимое лекарство, которое для другого спортсмена считалось бы допингом. Все это оформляется официально, и могу сказать, что в год, к примеру, американцы пытаются добиться разрешения для 700–800 спортсменов. В половине случаев им отказывают. А вот Германия подает заявок меньше, но и одобрение получает в 70 процентах случаев. Для России это единичные случаи. Среди саратовских спортсменов таких точно нет. Наши все крепкие и здоровые, – заверил Сергей Хованский.